Вы осудили, убили Праведника

  • Post author:
  • Post category:Статьи

zolotaya-antilopa«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам», — Иакова 5:1-6.

Присмотревшись к этому отрывку, можно заметить большое количество ярких образов, используя которые Иаков хотел преодолеть черствые сердца богатых прихожан церкви и призвать их к покаянию. Стиль призыва — «плачьте и рыдайте» — соответствует ветхозаветному покаянию, которое выражалось часто внешним образом, например, в виде поста, рыдания, смены одежды или посыпания головы пылью. Мы начнем разбирать этот призыв с его заключения, а именно с фразы: «Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам».

Словом «Праведник», употребленным с определенным артиклем (также как и в Деян. 3:14, 7:52, 22:14), он указывает на Христа, а выражением «осудили (греческое слово подразумевает судебное разбирательство), убили» явно сопоставляет их с религиозной элитой отдавшей Христа на распятие в Иерусалиме. Что Иаков хотел сказать этим, для чего такое сравнение? Ответ один – ваша жизнь равнозначна распятию Христа! Интересно отметить, что фраза: «Он не противился вам», — в оригинале используется в настоящем времени, т.е. Христос до сих пор не противится вам. Вы Его вновь распяли и упорствуете в своей жизни, а Он продолжает вас терпеть.

Эти слова не должны были оставить равнодушными людей, считающих себя христианами, а послание адресовано именно церкви, хотя и рассеянной. Возникает вопрос: «Что же вызвало такую резкую реакцию Иакова, почему он сопоставляет их жизнь распятию Христа?» Рассмотрим четыре причины, заметные в отрывке.

Во-первых, ваша надежда суетна: «…богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело», – все элементы, составляющие основу вашей уверенности, пусты. Даже такие непортящиеся вещи, как золото и серебро, покрылись ржавчиной. Перенос вектора упования с Христа на материальное благосостояние равносилен отречению от Него!

Далее Иаков добавляет: «…ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь». Для того, чтобы уточнить это выражение, стоит вдуматься в следующую фразу: «…скопили в последние дни» (в Синодальном переводе — «на последние дни», хотя в оригинале использован предлог «в» (¤n), указывающий на промежуток времени, а не на цель, так же как и в Деян. 2:17, 2 Тим. 3:1 и др.). Иаков подчеркивает несовместимость последних дней и стяжательства, осознание последнего времени должно толкать людей к более посвященному служению, а не к накопительству (как было в церкви Иакова до рассеяния Деян. 4:32-37), да и зачем нужны сокровища перед судом?

Другими словами проблема состояла в том, что вместо использования богатства для славы Господа, люди просто копили и собирали. В этом же свете стоит рассматривать и предыдущие слова – вещи гниют, уничтожаются молью и ржавеют от неиспользования. «Ржавчина … съест плоть вашу, как огонь», — то есть не богатство, а его «неиспользованность»! Таким образом, второй причиной является неиспользование богатства, иначе говоря, оно перестает быть средством для служения Богу и занимает Его место. Если мы любим мамону, значить ненавидим Бога, говорит Христос (Матф. 6:24).

Четвертый стих поднимает еще один серьезный вопрос, а именно — эксплуатацию и обман работников. Здесь Иаков использует ветхозаветные аналогии с Каином (Быт. 4:10), Содомом (Быт. 18:20) и т.п., а также свойственное пророкам обращение к Господу Саваофу (Господу Воинств) для того, чтобы показать серьезность положения.

Зачем нужно было использовать эту «тяжелую артиллерию» для того, чтобы показать и без того явную несправедливость такого отношения к людям? С сожалением следует констатировать, что увлечение богатством даже у членов церкви кардинально меняет отношения к другим людям и приводит к очерствелости, которую не так легко преодолеть. Итак, третьей причиной, является изменение отношения к окружающим людям (этот вопрос мы поднимали в статье «Грех Давида»). Люди стали для этих богачей лишь средством для достижения прибыли, — страдания и вопли жнецов уже никого не волновали. Поступая так с людьми Божьими, мы делаем то же самое со Христом (Мат. 25:45).

Наконец четвертая причина – это отношение к жизни: «Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания». Всю их жизнь, сутью которой была роскошь и наслаждение, Иаков грубо сравнивает с существованием скотины, которая ест, пьет, наполняется мясом и жиром для убоя. Христос выкупал людей своей кровью не для этого.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно сказать, что Иаков очень выразительно описывает всю серьезность положения. Для этого он использует стиль обличающих пророков, ветхозаветные аналогии и, наконец, образ распятия Христа. Все эти примеры были хорошо известны слушателям и всегда вызывали резкое осуждение: это и Каин, убивший брата, и Содом, закончивший свое существование в потоках огня и серы; это и закостенелые в грехе и непослушании руководители Израиля, убивающие посылаемых к ним пророков и приведшие страну к вавилонскому плену; это и религиозные лидеры, противостоявшие Мессии и отдавшие Его на распятие. Такие сравнения должны были затронуть даже самые зачерствелые души, а предупреждение о том, что, несмотря на терпение Христа, суд Господа Саваофа неотвратимо свершится и как огонь пожрет их плоть, должен был призвать их к покаянию и изменению жизни.

Что этот отрывок может значить для современного христианина? Пожалуй, то же самое! Искушение материального благосостояния не ослабло и сейчас: надежды связанные с ним, увлеченность вещизмом, жизнь только лишь в свое удовольствие и, как следствие, угнетение слабых или, в лучшем случае, безразличие к ним, – очень актуальная тема. Причем различные способы заглушить совесть отговорками о благодати и милости Христа к Его детям, разбиваются об заявление Иакова: «Вы осудили, убили Праведника; Он не противится вам»…

Армен Петросов