Принцип 1. Священное Писание – книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой вероучения евангельских христиан-баптистов.

Писание является высшим и совершенным откровением Бога о материальном и духовном мире, о Самом Себе и об Иисусе Христе, данном человечеству. Другими словами, баптисты верят в то, что Бог не только создал вселенную и самого человека, но и захотел открыться ему. Конечно, мы можем многое узнать о Господе через изучение Его творения, но такое понимание Бога сильно ограничено и неоднозначно, поэтому Он дал нам гораздо большее. Он открылся нам через записанное людьми откровение, то есть Библию. Апостол Петр о библейских пророчествах писал так: «Изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:19-21).

Таким образом, Библия становиться единственно непогрешимым и достаточным правилом веры и поведения для людей. Иначе говоря, раз Писание является Словом Божьим, мы можем полностью ему доверять и в соответствии с ним выстраивать своё учение, а также систему ценностей, причем Библии вполне достаточно для формирования правильного представления о Боге и Его воле. Конечно, мы доверяем и используем также другие источники информации, но в тех случаях, когда между ними возникает конфликт, предпочтение отдается Библии.

В заключение хочется сказать, что свой высший авторитет Писание получило не от Церкви или традиции, а от Самого Бога. Именно Он вдохновил, сформировал и сохранил эту книгу на протяжении многих веков гонений и попыток её уничтожить.

Библейские тексты для изучения: Евр.1:1-2; 1Кор.2:12-13, 14:36-38; 1Фес.2:13; Иер.1:9.

 

Принцип 2. Церковь должна состоять исключительно из возрожденных людей.

Само слово «церковь» (греч. ekklesia — собрание) означает общину христиан. Однако мы считаем, что для того, чтобы стать христианином недостаточно родиться в “христианском” народе, называть себя верующим или время от времени посещать церковь. Лишь искреннее покаяние и вера делают человека христианином и соответственно частью церкви Христовой. Таким образом, баптистские церкви открыты для всех людей, но членами церкви считаются лишь возрожденные христиане, т.е. те, чье мировоззрение и жизнь, под воздействием Духа Божьего, изменились. Иоан.1:2-13, 3:3-5.

 

Принцип 3. Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрожденным людям.

Евангельские христиане-баптисты верят, что водное крещение и Вечеря Господня есть заповеди Иисуса Христа. Водное Крещение это осознанное подтверждение веры и принадлежности Христу (Мат.28:19; Деян.2:41), это своего рода образное свидетельство о смерти (погружении в воду) для греха и воскресении (выходе из воды) для новой жизни с Богом (Рим.6:3-10). Поэтому баптисты не крестят не только младенцев, но и взрослых людей, не переживших духовного возрождения (Деян. 8:36,37).

О Вечере Господней (причастии или хлебопреломлении) апостол Павел учил церковь такими словами: «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1Кор.11:23-25).

Таким образом, хлеб и вино на причастии указывают на распятое Тело и пролитую Кровь Иисуса Христа, и тем самым на великое дело омытия грехов и спасения человечества. Кроме того, в символе разделения хлеба между многими и одной чаши для всех содержится идея единения не только с Господом, но и между собой. На эту же идею указал Христос, омыв ноги ученикам в начале вечери. Он, показав им пример смирения и любви, призвал поступать также по отношению друг к другу (Иоан.13:1-17).

Следовательно, участвующие в Вечере вспоминают, размышляют, делают выводы, принимают решения, свидетельствуют о своем единении (причащении) с Господом, а также с церковью, т.е. христианами. Поэтому участвовать в хлебопреломлении могут только те люди, для которых Голгофа не пустой звук, которые уверовали и приняли этот дар прощения Иисуса Христа и находятся в мире друг с другом (Мат.26:26-28).

Полезно было бы прочитать весь отрывок 1Кор.11:17-34, написанный Павлом о Вечере.

 

Принцип 4. Независимость каждой отдельной поместной церкви.

Каждая поместная Церковь самостоятельно решает все внутренние вопросы как то, избрание и переизбрание пресвитеров, диаконов и других служителей, приём и исключение членов церкви, наложение дисциплинарных взысканий, хозяйственно-финансовые и другие вопросы. Общее собрание членов церкви является высшим органом управления поместной церковью. Ни одна вышестоящая инстанция, как то руководство союзом или объединением, не могут отменить решения церкви, но это не значит, что церковь не прислушивается к мнению руководящего органа, она стремиться «…сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:3).

 

Принцип 5. Равноправие всех членов поместной церкви.

Иисус Христос даровал Своим ученикам и последователям высокое звание царственного священства (1Пет.2:9). Таким образом, все христиане равны между собой. Каждый член церкви

  • имеет возможность без посредников обращаться к Богу или изучать Библию;
  • призван служить людям своими способностями (как в церкви, так в мире) и свидетельствовать о своей вере во Христа;
  • несет ответственность за духовное и материальное состояние церкви;
  • имеет равное со всеми право голоса при принятии важнейших церковных решений.

Высшим органом каждой поместной церкви является членское собрание, что и позволяет реализовывать принцип равноправия на практике. Однако подобное равноправие не отвергает функциональные различия в церкви, т.е. каждый христианин имеет свое призвание и служение. Руководящих служителей церкви, пресвитеров и дьяконов необходимо слушать и уважать. Они же в свою очередь, подотчетны членскому собранию общины.

 

Принцип 6. Свобода совести для всех.

Человеку предоставлена свобода духовного выбора Самим Богом, поэтому баптисты отвергают всякое насилие над совестью человека. Отношения между Богом и человеком, область личных убеждений являются делом каждого, в них не имеют права насильно вмешиваться ни государство, ни общество, ни представители других религиозных течений.

Свобода совести включает в себя не только право придерживаться тех или иных религиозных убеждений, но и возможность поклоняться Богу в соответствии с ними, а также возможность делиться своими воззрениями с другими людьми.

 

Принцип 7. Отделение церкви от государства.

Церковь и государство являются божественными учреждениями, созданными для различных целей. Церковь призвана провозглашать Царство Божье, спасение во Христе, вечные духовные ценности. Государство служит для земных временных целей:

— соблюдение порядка и мира в обществе;

— ограничение зла;

— поощрения добродетели.

Существует различие не только в целях, но и в методах их достижений. Церковь и государство могут и должны сотрудничать в различных областях на благо всего общества, однако смешивание функций церкви и государства, попытки государства вмешиваться во внутренние дела религиозных объединений или попытки церковных структур вмешиваться в деятельность государственных органов всегда приводят к искажению Божьего замысла, как в отношении церкви, так и государства.

Евангельские христиане-баптисты считают правильным, чтобы церковь и государство были отделены друг от друга: «…итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф.22:21; Рим.13:1-7).