Прежде всего, представляя нашу церковь, нам кажется очень важным, поговорить о понятии «Церкви» в общем. Это достаточно распространенное слово и его современное употребление очень многообразно, но, учитывая, что Священное Писание является откровением Самого Бога, авторитетным для нас становится именно библейское описание «Церкви».

В этой статье мы попытаемся кратко представить баптистское понимание данного в Библии определения Церкви. Осознавая сложность этого понятия, мы выразим его совокупностью тезисов, описывающих неотъемлемые, на наш взгляд, части Церкви.

Церковь это собрание возрожденных христиан или, иначе говоря, собрание искренне верующих людей (Деян.8:1; 1Кор.16:19). Об этом свидетельствует сам термин «Церковь» (греч. ἐκκλησία, ekklesia). Этим словом греки называли собрание людей, причем не обязательно богослужебное (Деян.19:32-40). Как политический термин, оно обозначало народное собрание, например собрание граждан в Афинах. В общепринятом для ранней церкви греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинте) оно уже чаще всего было связано с религиозными собраниями. Так что для ранних христиан слово «экклесиа» было обозначением собрания народа Божьего.

В Новом Завете, кроме слова «экклесиа», для обозначения церкви использовались также и различные образные выражения. Например, «тело Христово», где каждый истинный христианин представляет собой один из его частей (1Кор.12:13-14,27; Кол.1:24). «Духовное строение», которое состоит из верующих, как живых камней (1Пет.2:4-10; Еф.2:19-22). Они ярко свидетельствуют о том, что церковь представляет собой совокупность возрожденных людей.

Церковь это «организм». Иначе говоря, это собрание органически взаимосвязанных людей, это некое духовное единство. Можно сказать, что Церковь это община, где ощущение общности, единство, взаимная любовь и сотрудничество чрезвычайно актуальны (Ин.17:21; 1Кор.2:1-3; 12:20-25; Фил.2:2-5, и др.). Подобное единство интересно показано в образе тела Христова (1Кор.12:13-30). В нем явны видимые и невидимые взаимосвязи между людьми (Еф.4:16), забота и попечение (1Кор.12:20-25), разные взаимовлияния (26 ст.) и совместный труд, без которых тело просто не может существовать. Так и церковь без такого единства превращается из организма в организацию.

Описанные взаимоотношения формируется при определенных усилиях христианина (1Кор.14:1; Еф.4:20-32; Кол.3:12-16; Фил.14:19), а также Божьем благословении (1Кор.12:13). Еще одним важным фактором для существования единства являются общее понимание Бога, Христа, призвания церкви и ее учения (Рим.15:5; Еф.4:5,13).

Понятно, что в церкви должны быть и будут разномыслия (1Кор.11:19), так как она состоит из разных по возрасту, характеру, воспитанию, образованию и социальному положению людей, не говоря уж о понимании духовных истин. Однако эта «разность» преодолевается общими основами мировоззрения, любовью и Божьей благодатью (Еф.4:1-6). Хочется отметить, что под преодолением разности мы не имеем в виду культурное «переделывание» или «унифицирование» всех христиан по какому-то стандарту. Многообразие вообще одна из особенностей Божьего творения, которое мы должны уважать. Под преодолением разности мы подразумеваем преодоление непонимания и конфликтов между верующими.

Церковь это организованная группа верующих. Писание не призывает к анархии в церкви, она не должна превращаться в неуправляемую и неорганизованную общину. Конечно, Христос есть Руководитель церкви, её Глава и Хранитель. Верно также и то, что мы все равны пред Богом и все являемся Его священниками, однако это не снимает необходимости разделения труда, формирования и постановки различных служителей и руководителей (Еф.4:11-12; 1Тим.3:1-15; 5:7; Тит.1:5). Библия говорит о том, что каждый христианин имеет свое дарование и призвание (Еф.4:11), он должен заниматься своим делом, чтобы в церкви был порядок (1Кор.14:40).

С другой стороны, важно и не пренебрегать упомянутым выше руководством Христа и равенством детей Божьих так, чтобы церковь не превратилась в организацию религиозного толка.

Итак, Церковь это организованная группа верующих, или иначе говоря, Церковь должна организовывать свою жизнь и служение, в соответствии с Божьим призванием и дарованиями. Хорошим подтверждением этого опять же является образ «тела Христова», описанный Павлом в 12-й главе первого послания Коринфской церкви. Он ярко свидетельствует о разнообразии даров и служений, а также о необходимости их правильного использования, что возможно только при организованном в соответствии с Божьими дарами служении (Еф.4:16; Кол.2:19).

Церковь – собрание, имеющее определенную миссию (Ин.15:16). Группа людей, даже возрожденных, собирающихся просто так, это что угодно, только не церковь. Сами слова «избранные» или «призванные», которые являются фактически определениями христианина (1Пет.1:1; Рим.8:33; 1Кор.1:2; Еф.4:1; Кол.3:12; 2Тим.2:10), показывают нам наличие какой-то цели.

Целью Церкви является познание Бога в самом широком смысле (Иоан.17:3; Еф.4:12-13). Здесь стоит подчеркнуть, что под познанием Бога подразумевается не столько информация о Нем, сколько познание Его Самого, что напрямую связано с восстановлением и поддержанием отношений с Ним.

Таким образом, Церковь должна прикладывать все усилия для того, чтобы в мире познали Господа как можно больше людей, а также, чтобы все принявшие Его могли бы возрастать в Его Познании. Эти два основных направления служения церкви: внешнее, евангелизационное (Мат.28:19) и внутреннее, душепопечительское (Мат.28:20) глубоко взаимосвязаны и являются частями общей цели. Социальная же деятельность, направленная на различную помощь нуждающимся людям является естественным следствием возрождения христианина, познавшего любовь Божию.